Проект «Давайте жить дружно»
МДОУ ДС «Родничок»
для детей старшей группы
Воспитатель: Волкопялова Наталья Александровна, высшая категория.
Пояснительная записка: Умение устанавливать и сохранять со сверстниками доброжелательные отношения — важное коммуникативное качество, которое помогает дошкольнику познавать мир, комфортно себя в нем чувствовать, развивать свой ум, способности и душевные качества. Воспитатель обязан заботиться о дружеских взаимоотношениях детей, развитии их товарищеского коллектива. Этому подчинена жизнь группы и каждого отдельного воспитанника в ней. Ежедневно во время различных режимных моментов тем успешнее решается задача межличностного общения, чем более осознанно и четко воспитатель обучает детей правилам соблюдения этикета в дружбе и товариществе. На занятиях, в играх и праздниках, за столом и на участке всегда следует бережно относиться к детским взаимоотношениям, к росткам дружбы и товарищества.
Различные ситуации в жизни детской группы способствуют развитию дружеских отношений при условии, что воспитатель ведет продуманную и целенаправленную работу в этом направлении.
Цель проекта: воспитать у детей гуманистическую направленность поведения. Создать в группе обстановку эмоционального комфорта для каждого ребенка.
Продолжительность: средней продолжительности
Состав участников проекта: дети, родители, воспитатель.
Продукт проекта: Презентация проекта, инсценировка «Под грибом» .
Задачи проекта:
Для детей: 1. Формировать первоначальный опыт активного поведения у детей старшего возраста в ситуации ссоры сверстников, умения согласовывать свои действия с партнером по деятельности, не прибегая к негативным формам выражения своего несогласия.
2. Побуждать детей к совместным действиям, направленным на поддержку сверстника.
Для педагога: 1. Создавать условия для положительных эмоциональных переживаний детей от совместных мероприятий.
2. Развивать свою компетентность и личностный потенциал.
3. Создание условий для творческого развития детей.
Для родителей:1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
2. Развитие творческой активности.
Вид проекта: творческий, продуктивный.
Предполагаемый результат:
Дети. У детей старшего возраста постепенно появляется чувственность к состоянию сверстников и умение самостоятельно проявлять гуманное отношение к ним;
каждый из детей, в свою очередь, ощущает доброжелательное отношение сверстников к его переживаниям;
в группе устанавливается положительная эмоциональная обстановка, что оказывает благоприятное влияние и на весь процесс нравственного воспитания детей.
Родители. Станут участниками образовательного процесса;
в результате совместной творческой деятельности укрепятся детско-родительские отношения.
Воспитатель. Повысится уровень педагогической компетентности по данной проблеме;
пополнится предметно-развивающая среда в группе.
Используемая литература:
Р.С. Буре Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. Дружные ребята. Москва «Просвещение» 2004.
Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» М. Просвещение 1986.
«Воспитывать тактичного собеседника» Д/в №8-85.
«Беседы на этические темы» Д/в №4-88.
«Ребенок и сверстники» Д/в №9-88.
«Речевой этикет и вежливость» Д/в №4-90.
Рычашкова «Упражнения по закреплению культуры поведения» Д/в №3-89 г.
Шипицина Л.М. «Азбука общения» С-П. Детство Пресс, 1998 год
Шорыгина Т.А. «Вежливые сказки» Москва, 2005.
Этапы проекта «Давайте жить дружно»
Этапы проекта |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
1 этап поисковый |
Создать условия для вхождения в проблемную ситуацию: для детей, родителей, педагога. -анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений; -выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта. |
Принимают задачу проекта |
2 этап аналитический |
Сбор информации: -подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта; -изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта; - пополнение предметно-развивающей среды; -подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей; -изучение литературы о межличностных отношениях детей дошкольников, изготовление буклета приглашения к проекту; -привлечение родителей к проектной деятельности через информационный уголок; -индивидуальные беседы с родителями «Давайте работать по проекту». |
Планируют с педагогом как будут воплощать проект в жизнь. |
3 этап практический |
Проектирование текущей работы по проектной деятельности: смотрим перспективный план. |
|
4 этап презентационный |
Анализ достижения целей и полученных результатов. Определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Продукт проекта: Инсценировка сказки «Под грибом». Обобщение и распространение опыта работы. Выступление на педагогическом совете. |
Исценировка сказки «Под грибом». Выступление на педагогическом совете. |
Перспективный план по проекту
Образова-тельная область |
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей |
РППС |
Взаимодей-ствие с родителями |
Познавательное развитие: ФЦКМ
|
Беседа «Ребята давайте жить дружно». Программное содержание: на примерах литературных героев и случаях из жизни формировать представление о положительных и отрицательных поступках, поведении; совершенствовать умение регулировать свое поведение на уровне комплекса правил; развивать умение рассуждать, сопоставлять, правильно оценивать себя и других, делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям. |
Чтение Рассказов В. Осеевой «Вежливое слово», Барто «Вовка добрая душа». Чтение Сухомлинский «для чего говорят спасибо», С. Михалков « Как друзья познаются», Чтение С Михалков «Праздник непослушания», Д/И«Закончи предложение», «Хорошо-плохо»» Д/И «Путешествие в мир эмоций», «Комплименты», «Вежливый ручеек», Д\игры «Угадай какое настроение», «Как понять друг друга», «Можно-нельзя» Песни А.Шаинского на слова М. Матусовского «Вместе весело шагать...», М. Гладкова на слова С.Козлова «Песенка львенка и черепахи», В. Шаинского на слова М. Танича «Когда мои друзья со мной», Ю. Чичкова на слова Я. Халецкого «Из чего же, из чего же...» |
изготовление буклета приглашения к проекту.
проведение консультаций и бесед по теме.
Консультация для родителей «Воспитание нравственных навыков» |
Речевое развитие |
Чтение рассказов, стихов о дружбе. |
||
Художественно-эстетическое развитие |
Рисование:«Портрет друга» Программное содержание. Учить детей рисовать фигуру человека, передавать форму и расположение частей, соотношение их по величине более точно, чем в предыдущих группах. Закреплять умение рисовать и закрашивать цветными карандашами, в одном направлении, без просветов, не выходя за контур. Продолжать учить видеть в своих друзьях положительные качества и рассказывать об этом. Аппликация: Подарок для друга «Цыпленок и утенок» |
||
Социально-коммуникативное развитие |
Упражнения на создание положительного, эмоционального настроя ребенка в группе. Инсценировка сказки «Под грибом» |
||
Музыкальное развитие |
Слушание песен о дружбе |
|
Выводы: Дети стали более чувствительны к состоянию сверстников и научились самостоятельно проявлять гуманное отношение к сверстникам,
каждый из детей, в свою очередь, стал ощущать доброжелательное отношение сверстников к его переживаниям. В группе установилась положительная эмоциональная обстановка, что благоприятно повлияло на весь процесс нравственного воспитания детей.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, в результате совместной творческой деятельности укрепились детско-родительские отношения.
У воспитателя повысился уровень педагогической компетентности по данной проблеме, пополнилась предметно-развивающаяся среда в группе.
Таким образом, цель проекта достигнута.