Проект «Народная игрушка»

МДОУ ДС «Родничок»

для детей старшей группы

Воспитатель: Волкопялова Наталья Александровна, высшая категория.

Пояснительная записка: В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки.  Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Цель проекта: Приобщить детей к народной культуре, через  ознакомление  с народной  игрушкой.

Продолжительность:  средней продолжительности (06.02.17-13.03.17) 

Состав участников проекта: дети, родители, воспитатель.

Продукт проекта: Мини музей.

Задачи проекта:

Для детей: 1. Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам.

2. Развивать интерес к истории народного творчества.

3. Воспитывать у детей уважение к людям труда.

Для педагога: 1. Создавать условия для положительных эмоциональных переживаний детей от совместных мероприятий.

2. Развивать свою компетентность и личностный потенциал.

3. Создание условий для творческого развития детей.

Для родителей:1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

2. Развитие творческой и трудовой активности.

Вид проекта: познавательный, творческий, продуктивный.

Предполагаемый результат:

Дети. Сформированы знания о русском народно-прикладном творчестве, народной игрушке;

знают  разнообразные виды народных игрушек: дымковская, филимоновская, каргопольская, матрешка;

умеют расписывать народную игрушку  узорами.

Родители. Станут участниками образовательного процесса;

повысится уровень информированности по ДПИ;

в результате совместной творческой деятельности укрепятся детско-родительские отношения.

Воспитатель. Повысится уровень педагогической компетентности по данной проблеме;

пополнится предметно-развивающая среда в группе.

Используемая литература:

 Этапы проекта «Народная игрушка»

Этапы

проекта

Деятельность

педагога

Деятельность детей

1 этап

поисковый

Создать условия для вхождения в проблемную ситуацию: для детей, родителей, педагога.

-анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений;

-выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта.

Принимают задачу проекта

2 этап

аналитический

Сбор информации:

-подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;

-изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;

- пополнение предметно-развивающей среды;

-подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей;

-привлечение родителей к проектной деятельности через информационный уголок;

-индивидуальные беседы с родителями «Давайте работать по проекту».

Планируют с педагогом как будут воплощать проект в жизнь.

3 этап

практический

Проектирование текущей работы по проектной деятельности: смотрим перспективный план.

4 этап

презентационный

Анализ достижения целей и полученных результатов. Определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Продукт проекта: Мини-музей.

Обобщение и распространение опыта работы. Выступление на панораме педагогических достижений.

Мини-музей. Выступление на панораме педагогических достижений.

 

Перспективный план по проекту

Образова-тельная область

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

РППС

Взаимодей-ствие с родителями

Познавательное развитие: ФЦКМ

 

 

 

ФЭМП

Беседы о народной игрушке, истории возникновения; зачем игрушки нам нужны?

Рассматривание иллюстраций, книг.

Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства.

Дидактические игры: «Собери картинку», «Русские узоры».

Тематическая подборка детских произведений: «Краса ненаглядная» Е. Осетров; «Матрешкины потешки» В. Берестов.

Подбор дидактических игр.

Папка передвижка: «История возникновения народной игрушки»;

«Народные промыслы России».

Речевое развитие

Чтение рассказов, стихов о народной игрушке, разгадывание загадок

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Матрешка», «Дымковский индюк», «Филимоновский козлик», раскрашивание вылепленных игрушек.

Лепка: дымковская, каргопольская, филимоновская игрушка.

Работа с раскрасками.

 

Социально-коммуникативное развитие

Мастерская по изготовлению игрушек.

Физическое развитие

Разучивание народных игр: «Яша», «Карусели», «Горшок».

 

 

 

Выводы:

Дети закрепили знания о народной игрушке, узнали историю ее возникновения;

научились называть и различать по внешнему виду дымковскую, каргопольскую, филимоновскую игрушки;

дети стали более уверены, активны и самостоятельны;

научились выполнять узоры на игрушках.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей;

в результате совместной творческой деятельности укрепились детско-родительские отношения.

       У воспитателя повысился уровень педагогической компетентности по данной проблеме;

пополнилась предметно-развивающаяся среда в группе.

Таким образом, цель проекта достигнута.