Проект «Народная игрушка»
МДОУ ДС «Родничок»
для детей старшей группы
Воспитатель: Волкопялова Наталья Александровна, высшая категория.
Пояснительная записка: В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
Цель проекта: Приобщить детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.
Продолжительность: средней продолжительности (06.02.17-13.03.17)
Состав участников проекта: дети, родители, воспитатель.
Продукт проекта: Мини музей.
Задачи проекта:
Для детей: 1. Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам.
2. Развивать интерес к истории народного творчества.
3. Воспитывать у детей уважение к людям труда.
Для педагога: 1. Создавать условия для положительных эмоциональных переживаний детей от совместных мероприятий.
2. Развивать свою компетентность и личностный потенциал.
3. Создание условий для творческого развития детей.
Для родителей:1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
2. Развитие творческой и трудовой активности.
Вид проекта: познавательный, творческий, продуктивный.
Предполагаемый результат:
Дети. Сформированы знания о русском народно-прикладном творчестве, народной игрушке;
знают разнообразные виды народных игрушек: дымковская, филимоновская, каргопольская, матрешка;
умеют расписывать народную игрушку узорами.
Родители. Станут участниками образовательного процесса;
повысится уровень информированности по ДПИ;
в результате совместной творческой деятельности укрепятся детско-родительские отношения.
Воспитатель. Повысится уровень педагогической компетентности по данной проблеме;
пополнится предметно-развивающая среда в группе.
Используемая литература:
Этапы проекта «Народная игрушка»
Этапы проекта |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
1 этап поисковый |
Создать условия для вхождения в проблемную ситуацию: для детей, родителей, педагога. -анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений; -выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта. |
Принимают задачу проекта |
2 этап аналитический |
Сбор информации: -подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта; -изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта; - пополнение предметно-развивающей среды; -подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей; -привлечение родителей к проектной деятельности через информационный уголок; -индивидуальные беседы с родителями «Давайте работать по проекту». |
Планируют с педагогом как будут воплощать проект в жизнь. |
3 этап практический |
Проектирование текущей работы по проектной деятельности: смотрим перспективный план. |
|
4 этап презентационный |
Анализ достижения целей и полученных результатов. Определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Продукт проекта: Мини-музей. Обобщение и распространение опыта работы. Выступление на панораме педагогических достижений. |
Мини-музей. Выступление на панораме педагогических достижений. |
Перспективный план по проекту
Образова-тельная область |
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей |
РППС |
Взаимодей-ствие с родителями |
Познавательное развитие: ФЦКМ
ФЭМП |
Беседы о народной игрушке, истории возникновения; зачем игрушки нам нужны? Рассматривание иллюстраций, книг. Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства. Дидактические игры: «Собери картинку», «Русские узоры». |
Тематическая подборка детских произведений: «Краса ненаглядная» Е. Осетров; «Матрешкины потешки» В. Берестов. Подбор дидактических игр. |
Папка передвижка: «История возникновения народной игрушки»; «Народные промыслы России». |
Речевое развитие |
Чтение рассказов, стихов о народной игрушке, разгадывание загадок |
||
Художественно-эстетическое развитие |
Рисование: «Матрешка», «Дымковский индюк», «Филимоновский козлик», раскрашивание вылепленных игрушек. Лепка: дымковская, каргопольская, филимоновская игрушка. Работа с раскрасками.
|
||
Социально-коммуникативное развитие |
Мастерская по изготовлению игрушек. |
||
Физическое развитие |
Разучивание народных игр: «Яша», «Карусели», «Горшок». |
|
|
Выводы:
Дети закрепили знания о народной игрушке, узнали историю ее возникновения;
научились называть и различать по внешнему виду дымковскую, каргопольскую, филимоновскую игрушки;
дети стали более уверены, активны и самостоятельны;
научились выполнять узоры на игрушках.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей;
в результате совместной творческой деятельности укрепились детско-родительские отношения.
У воспитателя повысился уровень педагогической компетентности по данной проблеме;
пополнилась предметно-развивающаяся среда в группе.
Таким образом, цель проекта достигнута.