План работы по самообразованию

на 2017-2018 уч.год

                              воспитателя  МБДОУ ДС «Родничок»                                                                      Волкопяловой  Натальи Александровны

 

Тема. Экспериментально-исследовательская  деятельность с детьми 6 – 7 лет в соответствии с ФГОС ДО.

Цель.  Изучение и внедрение новых педагогических технологий для формирования познавательных интересов дошкольников в процессе экспериментально - исследовательской деятельности.

 Актуальность.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

Ральф У. Эмерсон

   Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное, естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. В современном динамичном мире принципиально важно, чтобы психическое развитие ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития.   Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами, материалами позволяет познать их свойства, качества, возможности. Пробуждает любознательность, желание узнать больше, обогащает полными, яркими, верными образами окружающего мира, оказывает на него положительное влияние.

 

    Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. В настоящее время развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная личностная особенность, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере культуры. И даже шире — как стиль жизни современного человека. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска. Главная особенность исследовательского обучения — активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.                                                                                

                                                                                                        (Савенков А.И.)

Задача педагога - создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как основы интеллектуально- личностного, творческого развития.

 Литература

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» Т.Ц. СФЕРА Москва 2011.

 Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников Издательство Мозаика – Синтез Москва, 2014. М.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004.

Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Национальный

книжный центр, 2017.

А.И. Савенков «Детское исследование как метод обучения старших

дошкольников»:— М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007.

Марина Султанова. Простые опыты с воздухом, водой, природными материалами. Издательство: Хатбер-Пресс

Интернет ресурсы.

                   План реализации программы по самообразованию

 

Формы работы

Сроки

Практический выход

Изучение научно-методической литературы.

Изучение условий для организации экспериментальной деятельности детей в группе.

Сентябрь -

октябрь

Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения экспериментально – исследовательской деятельности».

Разработка перспективного плана по теме самообразования.

Октябрь

Внедрение в образовательный процесс откорректированной системы занятий по экспериментально – исследовательской деятельности

Проведение мониторинга по усвоению программы по данному разделу

Октябрь, май

Результаты мониторинга

Создание ППРС в группе, создание мини – лаборатории.

Изготовление лэпбуков, сбор коллекций.

Ноябрь

Презентация лаборатории на смотре-конкурсе «Лучший развивающий центр» в группе.

В мини-лаборатории выделено:

- Место для постоянной выставки;

- Место для приборов;

-Место для выращивания растений; место для хранения природного и бросового материала;

- Место для проведения опытов;

-Место для неструктурированных материалов (стол песок-вода и ёмкость для песка и воды).

 

Совершенствование методов образовательной деятельности с помощью внедрения современных педагогических технологий,

Декабрь-

май

Участие во всероссийских, международных интернет-конкурсах

Проведение открытых просмотров в ДОУ

Активное участие в методической работе

Апрель

Участие в городской Панораме педагогических достижений

Обобщение опыта работы по самообразованию

 

Май - июнь

Результат работы над темой самообразования.

Работа с родителями.

Консультации на темы:

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

«Научите ребенка любить живую природу».

Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования.

 

Октябрь-

май

Материалы консультаций

 

Предполагаемые результаты:

·         Дети научатся самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить, предлагать возможные варианты решения;

·         Дети научатся исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности.

 

 

Перспективное планирование экспериментально – исследовательской деятельности детей старшей группы

 

Задачи:

•        Формирование у детей старшего дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

•        Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

•        Поддержка у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности;

•        Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

•        Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать.

 

Форма работы с детьми: групповая.

 

Методы и приёмы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые 

 

 

Темы игр -

экспериментирований

Содержание образовательной деятельности

Оборудование и материалы.

 

Октябрь

«Почему песок хорошо сыплется?»

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Емкости с песком и глиной; ёмкости для пересыпания; лупа, сито.

«У кого какие детки?»

Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка) Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка.

Овощи, фрукты, ягоды (вишня, слива), подносы, ножи для овощей, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян и растений.

«Как размножается растение».

Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками), закреплять навыки ухода за комнатными растениями.

Черенки герани, хлорофитума, ёмкости с водой, цветочный горшок с грунтом.

Ноябрь

«Почему всё звучит?»

Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, гитара, стеклянный стакан.

"Какие предметы могут плавать?"

Дать детям представления о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

Емкость с водой, предметы из различных материалов.

"Воздух повсюду".

Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства: невидимость, невесомость.

Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, ёмкость с водой.

Декабрь

«Пузырьки - спасатели»

Выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

«Освобождение бусинок из ледяного плена»

Продолжать знакомить со свойствами воды в твердом состоянии; развивать мышление при выборе способов действий; стимули-ровать самостоятельное формирование выводов детьми; воспитывать аккурат-ность в работе.

Замороженные во льду бусинки, баночки с теплой водой, тарелочки, тряпочки на каждого ребенка

Волшебная кисточка

Получать промежуточные цвета путём смешивания двух красок.

Краски (красная, синяя и жёлтая), палитра, вода, бумага.

Металл, его качества и свойства.

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).

Металлические предметы, ёмкости с водой, магниты, алгоритм описания свойств материала.

Февраль

«Свет вокруг нас»

Определить принадлежность источников света к природно-му или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света.

Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, светлячок, костер лампа, фонарик и пр.)

Несколько предметов, которые не дают света.

«Умный нос»

Определить по запаху предметы, познакомиться с особенностями работы носа.

Различные продукты с характерным запахом, «киндерсюрпризные» ёмкости, содержащие пахучие вещества. Картинки с изображением соответствующих продуктов.

«Тепло - холодно»

Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения.

Веточки разных деревьев, ёмкости с водой.

«Как развивается растение?»

Выделить циклы развития растения: семя - росток -

Семена овощей (огурцов, гороха, фасоли), влажная ткань, лупа,

Март

«Что любят растения?»

Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.

2-3 одинаковых растения, предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности.

«Пар - это тоже вода»

Продолжать знакомить детей со свойствами воды в разном состоянии; развивать способность наблюдать, исследовать, формировать умение вести беседу, воспитывать осторожность при работе с водой.

Термос с кипятком, зеркальце или стекло.

«В воде одни вещества

растворяются, другие не растворяются»

Продолжать знакомить со свойствами и качеством воды; развивать наблюдательность, усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при работе с водой; активизировать словарь.

Два стаканчика с водой, речной песок, сахарный песок, ложка для размешивания, акварельные краски, листочки (на каждого ребенка)

Апрель

Резина, её качества и свойства.

Узнавать вещи, изготовлен-ные из резины, определять её качества (структура поверх-ности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки, алгоритм описания свойств материала.

«Угадай-ка»

Понять зависимость веса предметов от материала.

Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов.

Волшебный материал.

Помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании.

Песок, глина, дощечки, палочки, изделие из керамики.

Май

«Как спрятаться бабочкам?»

Найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

Иллюстрации с изображением ярких цветов, бабочек и одной птички; коллекция бабочек.

«Радуга»

Вызвать интерес к данному объекту, развивать наблюда-тельность, усидчивость, терпение; познакомить с отражательной способностью зеркала; воспитывать осторожность при проведении данного опыта.

Зеркало, тазик с водой

Исследовать падение различных предметов в воздухе.

Проверить, как воздух влияет на падение различных предметов. Приучать детей зарисовывать и отмечать результаты наблюдений.

Тетрадные листы (один смять), монету, цветные карандаши, два вырезанных из цветной бумаги круга, совпадающих по размеру с монетой.

 

 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ:

1.     Приборы-помощники (увеличительные стёкла, весы, компас, магниты, микроскопы);

2.     Разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма и формы;

3.     Природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и др.);

4.     Утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и др.);

5.     Технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.);

6.     Разные виды бумаги (обычная, картон, наждачная, копировальная и др.);

7.     Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

8.     Медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.);

9.     Прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла и др.);

 

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЛАБОРАТОРИИ:

Совместная деятельность воспитателя в детской лаборатории организуется один раз в неделю с детьми старшего дошкольного возраста по 25-30 минут. Работа проводится с небольшими подгруппами по 4-5 детей, с учётом уровня развития познавательных интересов детей. Во время игр-экспериментов проводятся 2-3 опыта с детьми старшего дошкольного возраста в зависимости от сложности.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты словно фокусы. Только загадка фокусов так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, только ребёнок должен делать всё сам, а не быть в роли наблюдателя.